Интервью с Котомкой: zero waste и осознанное потребление

Популяризация экологичного образа жизни набирает свои обороты.

Мы поговорили с Дашей Струк, соосновательницей Zero Waste магазина «Котомка» и винтажного магазина «Fefёla»

об экологичном бизнесе и осознанном выборе.​

- С чего началась ваша личная история? Как пришли к жизни в стиле Zero Waste?

  У нас с Катей Сиденко это было постепенно. Все началось с того, что у нас появился проект винтажной одежды. Мы стали задумываться о разумном потреблении и смотреть фильмы, которые на нас сильно повлияли.

  Мой процесс погружения в философию жизни без отходов проходил очень плавно. Не скажу, что я сейчас на той степени zero waste, на которой хотела бы. Даже сегодня себя где-то ругаю, хотя понимаю, что это тоже не совсем правильно. Наверное, я просто такой человек - мне нужно гармонично подходить к той или иной сфере. Если я ныряю в это с головой, то через полгода мне все надоедает и, грубо говоря, я перестаю это делать.

  Сейчас я уже больше полугода делаю выбор в пользу многоразового. Но есть определённые zero waste вещи, которые я еще не использую. Идея открыть Котомку стала для меня неким мотиватором. До магазина я никогда не покупала на развес. Постепенно это изменилось, хоть я иногда и покупаю что-то в упаковке.

 

Zero Waste – это про комплексный подход

Катя Сиденко и Даша Струк

  Что я могу сказать про себя - мне нужно непосредственное погружение, чтоб понять и начать жить в этой истории. Порой хочется взять обед навынос, а ты вспоминаешь, что оставил дома контейнер - и тебе уже даже не хочется брать еду с собой. Не потому, что будешь себя ругать, просто приходит понимание: проще сейчас найти 15 минут и спокойно поесть, чем потом сдавать на переработку и искать ресурсы. Переходя на экологичный образ жизни ты начинаешь по-другому мыслить.

- Как вы пришли к идее создать такой проект?

  После винтажного проекта, мы больше задумывались о разумном потреблении. У меня практически ушли вещи из масс-маркета: раз в полгода я могу купить себе обычную базовую футболку. Но смотришь на качество и его соответствие цене, понимаешь, что стоит за Fast Fashion. И тут задумываешься: «А хочешь ли ты эту вещь?». Или ты просто пытаешься так потратить свое время и понять, что ты работаешь не просто так. Из этого все перетекло во что-то более интересное и значимое.

  Нас часто спрашивают, как мы решили создать Котомку. Я не помню этого переломного момента - мы просто начали воплощать идею в жизнь. В один из вечеров мы задумывались: классно было бы открыть небольшой магазин для нас, наших друзей и, возможно, друзей друзей. Потом уже стали задумываться о чем-то большем: не о магазине, а о пространстве.

Нашей целью стало создание места, где будут помогать нам и нашим последователям становиться более осознанными и думающими. Вкусный кофе, интересные лекции и хорошее общение – так и появился проект. Это было супер органично и постепенно.​

 

- Почему именно Котомка?

  Это кулечек, который завязывается на улез. Ее можно повесить на деревяшки, наверное, все помнят это из детских мультиков. Название придумала Катя, тогда мы и поняли, что других вариантов не будет.

  Я всегда провожу некий внутренний анализ на гармоничность и приятность слов. «Котомка» для меня что-то очень доброе и красивое.

 

- Сколько времени ушло на реализацию?

С момента именно идеи, наверное, месяца 3, а с момента, как нашли помещение – месяц. Мы не сильно растягивали.

- Какие были трудности на этапе запуска?

  Начиная от ремонта, заканчивая поставщиками. Везде были проблемы, потому что мы многое не знали и сами исследовали все подводные камни. До их пор все доделываем и переделываем.

 

- Возможен ли Zero Waste бизнес?

  И да, и нет. Мы стремимся к этому. Я смогу ответить на этот вопрос, когда пройдет немного времени. Потому что сейчас мы экологизируем определенные моменты. Если с поставками для магазина это удается сделать (все привозят в оборотной таре), то с кофейней всё сложнее.

  Необходимо так обучить персонал, что бы сформировалась жесткая система. Также отказаться от одноразовых стаканчиков, которым сейчас ищем альтернативу. Многие альтернативы одноразовому работают не так как должны и значительно увеличивают стоимость продукта. Но мы все же стараемся и ищем варианты.

- Как окружающие воспринимают Котомку?

  По большей части позитивно. Прохожие, которые просто заходят, сначала удивляются, не понимают. Потом ты объясняешь. Кому-то очень нравится, кто-то не до конца воспринимает эту концепцию, но нет какой-то негативной реакции. Есть люди, которые второй, третий раз заходят и уже что-то берут себе домой. Приятно видеть, что окружающие становятся чуть осознаннее.

 

- Многие считают, что eco-friendly и zero waste образ жизни – это дорого

  На деле мы заменяем одноразовые вещи на многоразовые. У меня мои личные расходы, наоборот, уменьшились. С заменой ты перестаешь тратить лишние деньги, время и ресурсы. Такие вещи быстро окупаются. Условно, 20 чашек кофе в свой keep cup и ты уже не просто окупаешь его стоимость, но и начинаешь получать с этого хорошую выгоду там, где скидка на кофе в свою тару. Ты не покупаешь каждый раз новый пакет, а используешь шоппер. Конечно, его долго отрабатываешь - 60 походов в магазин и у тебя окупилась эта сумка. А дальше ты просто не тратишься. Да, первоначально у тебя должны быть финансы на такой переход. Но можно в этом месяце выделить деньги на keep cup, в следующем – на бамбуковую зубную щетку и мыло без упаковки. Но эта история про то, насколько тебе это все нужно.

 

  Мы стараемся соответствовать пункту «цена-качество». В русском менталитете такое мышление, что люди не готовы отдать 3000 рублей за хорошую алюминивую бутылку. «Я лучше закажу такую за 500 на Алиэкспрессе». Но эта бутылка прослужит тебе полгода, при этом будет портить качество воды. У нас нет в менталитете «лучше дорого, но надолго».

 

  Цены на продукты мы сопоставляли с Вкусвиллом и Перекрестком. Например, каждые 100 граммов семян чиа (по сравнению с Вкусвиллом) у нас дешевле на 15 рублей. Но главное отличие – в Котомке ты можешь взять хоть 20 граммов.

 

  Что касается, например, дезодоранта – наш без алюминия. Это очень важный момент, потому что этот металл способствует ухудшениям в нашем организме и по научным данным даже к образованию раковых клеток. Меня это пугает, что что-то мне может вредить. Мой дезодорант очень медленно расходуется, его хватает месяца на 4. И я готова потрать 1000 рублей и получить 4 месяца своего спокойствия. Это та сумма, которую я готова зарабатывать и вкладывать в свое здоровье.

- Какие советы вы можете дать тем, кто только начинает интересоваться Zero Waste?

  Первое – не переходить на все сразу. Важно понимать, для чего вы это делаете. Потому что все это делают, потому что мне это нужно, боюсь за планету, мама так сказала?

  Здорово, вдохновиться своим окружением, но такой переход нужно делать честно и в ладу с собой. Главное - не выкидывать сразу все многоразовые пластиковые контейнеры и заменять их на алюминиевые, не доходить до какого-то сумашествия. Важно, что ты не перешел на это неосознанно и через месяц всё бросил и выкинул.

 

- Сейчас тема спасения планеты и экологии очень популярна. Не думаете, что однажды это пойдет?

  Я надеюсь, нет. На данный момент это только набирает обороты, и такая популяризация очень полезна. Если люди заменят обычный пластиковый пакет или одноразовую трубочку - уже хорошо. Даже если это, грубо говоря, потому что вокруг кто-то так делает. Черепашка будет спасена и пластика будет меньше.

Многие люди только начинают вникать в суть проблемы. Это важно и нужно делать, ведь ситуация правда страшная. Это все касается непосредственно нас, каждого человека.

  Людям приятно осознавать, что они полезны, даже если им это не говорят. Ты просто начал использовать многоразовый ватный диск вместо одноразового, и тебе уже приятно, что ты вносишь свой вклад.

 

 

"Котомка"

Адрес: ул. Земляной Вал, 14-16с1

Время работы: пн-пт 8:00–22:00; сб-вс 10:00–22:00

 

 

Интервьюер: Анастасия Мартьянова

Гость: Даша Стук

@kotomka.zerowaste & @kotomka.drinks

Спасибо, что были с нами

С сердечной теплотой ваш,

Herlich Мagazine

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

САМОСВЕТ: Интервью с

Екатериной Смольниковой​

Интервью с Maisonette: дом как место силы ​

Интервью с Human Being Cosmetics:

экологичность и этичность